Роль института семьи в жизни человека издавна была предметом изучения. Уникальность семьи связана с имеющимися у неё возможностями для выполнения основной функции – рождения и воспитания детей.
Именно в семье – формируется личность ребёнка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов корректирует семейное воспитание. Только в семье перед ребёнком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребёнком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка, полноценного формирования его личности.
Сегодня воспитательный потенциал семьи не используется эффективно и в полной мере, так как у родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.
Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.
Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.
На сегодняшний день разнообразные источники содержат психолого- педагогическую информацию для родителей: интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература, которые наиболее популярны в силу их доступности, информативности, наглядности. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребёнка, непосредственноответить на вопрос каждого конкретного родителя. Ответы на эти вопросы даём мы - специалисты дошкольных организаций. Мы осуществляем прямой контакт с родителями, наблюдаем за развитием ребёнка, получаем «обратную связь» от родителей. Это послужило поводом для создания консультационного пункта для родителей в мини-центре «Гүлдер» при КГУ «Яснополянская средняя школа». Сама по себе форма консультации не является новой. Одной из традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольной организации консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут и другие специалисты нашего мини-центра и школы: педагог-психолог, методист, воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед, медсестра, музыкальный руководитель, учитель казахского языка. Консультационный пункт призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольной организации, а также помочь гармоничному развитию детей.
|