Социально-психологическая помощь
Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителя.
Таким образом, основными задачами, реализуемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, становятся:
- изучение личности школьника и классного коллектива в целом, а также факторов и ресурсов их прогрессивного развития на всех ступенях образовательного процесса, формирование банка данных;
- организация дифференцированной работы с различными категориями учащихся (одаренные дети; дети, имеющие трудности в обучении; школьники с девиантным поведением; дети, находящиеся в социально-опасном положении и т.д.) и их семьями;
- создание благоприятного психологического климата в отдельных классных коллективах и образовательном учреждении в целом;
- поддержка и защита прав и здоровья учащихся;
- создание условий для оптимального развития участников образовательного процесса в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений;
- оказание практической помощи педагогам;
- создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций;
- создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов.
Функции службы
1. Социально-педагогическое:
• Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.
• Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
2. Социально-правовое:
• Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
3. Социально-психологическое:
• Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния.
• Организует социально-психологическую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
4. Социально-профилактическое:
• Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликтивного) поведения детей и подростков.
Функции и роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям и их родителям, а также учителям школы, выполняет следующие функции:
- Аналитико-диагностическую;
- Прогностическую;
- Организационно-коммуникативную;
- Коррекционную;
- Координационно-организаторскую;
- Функцию социально-педагогической поддержки помощи;
- Охранно-защитную;
- Психотерапевтическую;
- Социально-профилактическую;
- Реабилитационную.
Цели и задачи деятельности педагога-психолога
в образовательном процессе
Основная цель деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении – содействие формированию развивающего образа жизни учащихся, их индивидуальности; развитие у школьников творческих способностей, создание у них позитивной мотивации к обучению; выявление и коррекция психологических причин нарушения личностного и социального развития; профилактика условий возникновения подобных нарушений.
В рамках реализации поставленной цели психолог:
- содействует созданию социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности учащихся и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности школьников, родителей, педагогов;
- содействует приобретению учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для социального общения, получения профессии, достижения успеха в жизни;
- оказывает психологическую помощь учащимся исходя из их индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействует педагогам и родителям в воспитании детей и подростков.
Задачи деятельности педагога психолога в образовательном учреждении следующие:
- психологический анализ социальной ситуации развития в школе; выявление основных проблем и причин их возникновения; выработка и реализация путей их разрешения;
- помощь в личностном и интеллектуальном развитии школьников на всех возрастных этапах;
- помощь учащимся в самоопределении и саморазвитии;
- содействие формированию позитивного социально-психологического климата в образовательном учреждении (на уровне классных коллективов и в школе в целом);
- психологическое сопровождение образовательных программ, в том числе и инновационных, с целью их адаптации к интеллектуальным и личностным особенностям обучающихся;
- выявление, коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье школьников;
- психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Важным моментом работы педагога-психолога в образовательном процессе является его научно-методическая деятельность, которая помогает в обеспечении педагогов и администрации школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии, а также содействует распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Педагог-психолог в образовательном учреждении участвует в подготовке и реализации психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога в образовании относятся:
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- консультативная деятельность.
Для наиболее эффективной деятельности педагогу-психологу необходимо работать в тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, которые оказывают помощь образовательным учреждениям в воспитании детей и подростков.